• 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

 

 

  • A-
  • A
  • A+

Социальное партнерство педагогов и родителей Подмосковья в теории и практике

 20 февраля 2014 года в Московском областном центре дошкольного образования «Содружество» ((МГОГИ),  в рамках деятельности Ассоциации педагогов дошкольных образовательных учреждений  Московской области, состоялась научно-практическая конференции  «Социальное партнерство семьи и ДОО как средство реализации ФГОС дошкольного образования».  В конференции приняли участие более 100 педагогов дошкольных учреждений  из 28 муниципальных образований Московской области,  ученые, преподаватели  вузов и колледжей.

 

На конференции обсуждались актуальные проблемы и перспективы развития семейного воспитания,  социального партнерства в области сопровождения семьи. Изучение семьи всегда было очень сложным процессом, поскольку этот социальный институт  играет особую роль в жизни общества. Это основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформатор­ским изменениям государственного масштаба. В период социально-экономических преобразований в обществе она также претерпевает изменения.

На пленарном заседании в докладах ученых ярко прозвучали мнения исследователей по таким вопросам, как статус современной семьи, роль дошкольных образовательных организаций и стратегии согласования их позиций (А. Майер, доктор педагогических наук), средства реализации социального партнерства семьи и ДОО (С. Доронов, научный сотрудник ФГАУ «ФИРО»), проблемы сотрудничества семьи и дошкольных учреждений (И. Дядюнова, зав. кафедрой начального и дошкольного образования  АКП и ППРО), основные направления проектирования как формы активной работы с родителями в детском саду (Б. Егоров, научный сотрудник института психолого-педагогических проблем детства РАО).

На пленарных заседаниях педагоги обсудили,  какие подходы взаимодействия  с современной семьей сегодня сформированы и уже действуют. Обсуждали практические методы и анализировали живой опыт общения с родителями, накопленный педагогами в разных муниципальных объединениях Московской области.

В ходе работы секции «Современные технологии психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания» удалось с разных точек зрения обсудить направления, содержание, формы психолого-педагогического сопровождения семьи и семейного воспитания в условиях сотрудничества с дошкольными образовательными организациями.. Оживленную и содержательную дискуссию вызвали выступления преподавателей МГОГИ  Г. Луниной, представившей этнокультурный диалог семьи и ДОО как условие социально-коммуникативного развития дошкольников; Н.Дружининой, охарактеризовавшей современную семью как социального партнера в образовательном процессе. Теоретические основы и конкретные приемы психологической поддержки детей в семье были раскрыты в докладе Т.Морозовой. Выступления охватывали широкий спектр проблем психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания: от вопросов, связанных с современным пониманием феномена российской семьи, до подробного описания конкретных научно-методических подходов и технологий психолого-педагогической поддержки. Ключевой идеей стал поиск единой платформы для установления партнерских отношений современной семьи и образовательной организации.

На секционном заседании интересные модели взаимодействия ДОО и родителей представили педагоги образовательных организаций, являющихся экспериментальными площадками ФГАУ «ФИРО» в Московской области   (14  дошкольных учреждений) по проблеме социального партнерства семьи и детского сада. Научный руководитель проекта – профессор  Т. Доронова.  В своих выступлениях М. Конюхова, заместитель заведующей по УВР МАДОУ д/с № 63 «Лучик» комбинированного вида Щелковского м.р., М. Орлова, заместитель заведующей по ВиМР ГОУ «ЦРР- д/с № 82» г. Раменское, А. Савкина, заместитель заведующей по ВОР МДОУ д/с комбинированного вида № 1720 Люберецкого м.р., Е. Казакова, воспитатель МДОУ ЦРР д/с № 1 г.о. Орехово-Зуево, Е. Тихонова, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 53 «Солнышко» д. Кабаново, М. Коробицына, заведующий МАДОУ д/с № 8 «Василёк» г. Ногинск, систематизировали и обобщили  идеи вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ. Ярко прозвучала тенденция сближения педагогов и современных родителей. По сравнению с периодом 5- 10 летней давности эта дистанция значительно уменьшилась. Воспитатели понимают, что они в часовой емкости больше общаются с ребенком, но не являются при этом главными в воздействии на ребенка. Поэтому они вынуждены искать более эффективные подходы к родителям. Родители, в свою очередь, понимают, что они не могут переложить полностью ответственность за воспитание ребенка на педагога. Примером нового эффективного  средства взаимодействия родителей и воспитателей является дидактический материал «Детско - родительский календарь» (Т. Доронова). Педагоги-практики представили возможности и перспективы работы с этим материалом.

  Рассмотрев  инновации в  практике региональной программы по проблемам взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей, участники конференции констатировали, что сегодня формируется  принципиально новый подход в сотрудничестве с родителями: «от семьи, с семьей, для семьи», где ведущими субъектами взаимодействия с педагогами становятся сами родители.

Материалы конференции будут представлены на сайте «Сады детства».

 

 

 

 

 

 

/

Яндекс.Метрика